Все прочитанные мной рецензии на фильм «Душевная кухня» начинались с упоминания о том, что это – новый фильм Фатиха Акина. Основываясь на ассоциативных связях, а никак не на творчестве этого режиссера, я увязывала его с фильмом «Грязные прелести» (о нелегкой жизни турок в Германии), все-таки общего много. Но когда прочитала фильмографию Акина на «Кинопоиске», поняла, что на самом деле не имею о нем представления, как о режиссере, так как не видела ни одного его фильма. Поэтому «Душевная кухня» стала для меня своеобразным открытием и, надо сказать, открытием довольно приятным. После него Аким кажется мне эдаким Кустурицей немецкого кино, что также может быть далеко от правды, поскольку опять же основывается на одном единственном фильме. Поэтому на очереди просмотр остальных его творений, а пока, собственно, о «Душевной кухне».
В основе сюжета жизнь грека Зиноса Казанзакиса, хозяина не особо успешной забегаловки, готовящего на антисанитарного вида кухне блюда из замороженных полуфабрикатов. И тут в его жизни, и без того не особо радостной и успешной, начинает все идти наперекосяк, совсем как в анекдоте про пессимистов (- Как жизнь? –Да так, знаешь, не везет-не везет-не везет, а потом как не повезет, и опять не везет-не везет-не везет…): сначала уезжает в Шанхай любимая девушка, затем Зинос срывает себе спину, пытаясь сдвинуть с места совершенно неподъемную посудомоечную машину, потом условно освобождается сидящий в тюрьме брат, которого надо пристроить на работу в кафе, а потом на это самое кафе, вернее, на то место, где оно расположено, разевает рот бывший одноклассник Зиноса, ныне успешный риэлтор, которого он по доброте душевной пригласил на чашку чая. И вот тут все закручивается в еще более тугую спираль и в итоге Зинос оказывается у разбитого корыта, словно старуха из сказки про золотую рыбку.
Казалось бы, на этом можно и закончить, но, слава Богу, Фатих Акин не Ларс фон Триер, и нас ждет довольно радужный финал. Своим жизнеутверждающим настроем «Душевная кухня» напомнила мне фильмы с участием Тиля Швайгера «Босиком по мостовой» и «Достучаться до небес», а также уже упомянутое творчество Эмира Кустурицы. Тут и комические бандиты (если так можно выразиться) – кстати, брата Зиноса, мелкого вора, сыграл Мориц Бляйбтрой. который безуспешно гонялся за Швайгером в тех же «Достучаться до небес» - и прекрасные если не физически, то душевно девушки, не дающие в обиду героя, и умопомрачительный повар, то ли испанского, то ли цыганского происхождения, мастерски мечущий ножи и отказывающийся греть гаспаччо, который «всегда подают холодным!», и совершенно дивная хрупкая старушка – бабушка подружки Занакиса, от властного голоса которой трясутся в страхе самые крепкие мужчины. И конечно, виды Гамбурга, незримо присутствующего в каждом эпизоде и являющегося постоянным участником действия.
Так что, если вы не имеете ничего против современного европейского кино, вы непременно получите такое же удовольствие от просмотра «Душевной кухни», что и я.