Престиж
Сама не понимаю, почему я так долго избегала просмотра этого фильма. Диск с ним лежал у меня года два, пока руки не дошли. И то, если бы не сыгравший там Кристиан Бэйл, которым я недавно так восхитилась, он бы пролежал еще дольше. А фильм-то, оказывается, совсем не так прост. Как выяснилось, он стоит на 16 месте в топ-250 на Кинопоиске. Честно признаюсь, не уверена, что поставила бы его на такую высокую ступень, но 10 из 10 я ему поставила без сомнений.
Во-первых, это как раз тот случай, когда финал очень сильно удивляет и потом, спустя полдня, ты вдруг начинаешь понимать: «А! Так вот к чему была эта фраза! Вот, что он имел в виду!». В общем, идеальный пример того, на чем следовало бы поучиться сценаристам «Туриста». А режиссером, как и сценаристом, кстати, оказался Крис Нолан. Вот от его «Начала» я была совсем не в восторге – очень уж там все было наверчено и заморочено. Такая повышенная концентрация действия не позволяла отвлечься ни на минуту и это, признаюсь, утомило. После просмотра было ощущение, что я не фильм смотрела, а как минимум готовилась к экзамену по «Теории языка»)) В «Престиже» все на первый взгляд намного проще. Но, как это бывает у Нолана, только на первый взгляд. И самое замечательное, что вся эта сложность открывается постепенно, и даже тогда, когда фильм уже давно просмотрен, он всё равно не отпускает.
Теперь собственно о фильме. В центре сюжета противостояние двух фокусников – Альфреда Бордена, которого играет К.Бэйл, и Роберта Анье, роль которого исполнил Х. Джекман, оба когда-то вместе начинали учиться у одного иллюзиониста, но потом, из-за трагической гибели жены Роберта, в которой оказался виновен Альфред, их пути разошлись, и они стали не просто соперниками, а заклятыми врагами. При этом битва между ними велась не на жизнь, а на смерть, и в ход шли, как довольно грубые методы, вроде банального выстрела и нанесения увечий, так и вполне себе изящные, в виде изощренных трюков.
В одной из рецензий я прочла, что оба персонажа, по сути, являются довольно мелкими людишками, ставящими превыше всего свою профессию и совершенно не заботящимися о жизни близких людей. Но я не знаю, стоит ли называть мелкими людей, имеющих в жизни страстное увлечение, которому они отдают все свои силы. Наверное, это что-то из области рассуждений на тему гений и злодейство, в которые мне не хотелось бы ударяться.
Признаюсь честно, мои симпатии с первых же эпизодов были на стороне Альфреда. Именно его гений (ну и счастливое стечение обстоятельств, чего уж там), принесли ему успех и признание публики. И пусть он был одержим работой и часто не замечал, как сильно тоскуют по нему жена и дочь, он, тем не менее, старался всегда и во всем самостоятельно доходить до сути. Роберт же всегда был лишь последователем, сначала послушно повторяющий уроки своего наставника Катлера, а затем всеми силами пытающийся узнать секрет Альфреда. И одержимость его была совсем не в том, чтобы переплюнуть своего соперника, а в том, чтобы уничтожить его, физически и морально. Сначала эти страдания выглядели даже благородно – бедный муж, который не в силах смириться со смертью любимой жены, но потом, когда Роберту, по его же собственному признанию, на нее стало просто плевать, он перестал вызывать какое-либо сочувствие. Весь мир для него застило желание разоблачить тайну Альфреда, похитить его престиж. Именно поэтому не могу согласиться и поставить знак равенства между двумя героями.
Такова фабула фильма. Из других плюсов не могу не отметить фантастические эксперименты Николы Тесла, которые на фоне фокусов иллюзионистов смотрелись подлинным волшебством.
В общем, фильм оставил после себя массу впечатлений, с которыми я до конца не разобралась, но могу сказать, что они исключительно приятные.