А вы любите старое американское кино? Я очень. Ну, иногда, конечно, и среди антиквариата попадаются довольно низкопробные вещи, но все же в большинстве случаев фильмы чудо как хороши. Не знаю, в чем дело, то ли в том, что тогда в воздухе витало больше идей и они не были замылены, как сейчас, то ли потому, что не имея возможности потрясать зрителя возможностями спецэффектов, авторы старались увлечь их по-настоящему интересной историей (о, как я в этом отношении люблю фильм "Подводное течение" с Кэтрин Хэпберн, но сейчас не о нем). Речь пойдет о фильме 1936 года "Мой слуга Годфри".
Этот фильм вряд ли станут смотреть те, кто не интересуется старыми голливудскими кинолентами. Потому что то, что он снят очень давно, заметно сразу: он черно-белый, скрип пленки временами заглушает звук, а действие развивается очень уж неспешно, но в нем масса очарования давно ушедших времен.
Итак, действие развивается в тридцатые годы, то есть, тогда же, когда и был снят фильм, после Великой Депрессии, когда многие люди, мгновенно обнищав, но все же найдя в себе силы жить дальше, оказались на улице без гроша в кармане. Однако вот вам звериный оскал капитализма – богачи остались и продолжали жить так же безбедно, как и прежде, позволяя себе всевозможные излишества вплоть до игр с чужими жизнями. Одной из таких игр, чем-то напоминающей современные «Дозоры», стало задание найти потерявшегося человека.
И вот две сестры, Айрин и Корнелия Буллок, приезжают на свалку возле реки, чтобы предложить одному из бродяг за пять долларов выступить в роли этого самого потерянного человека. Им встречается некто «Герцог», известный в среди своих знакомых-бродяг именно под этой кличкой. После небольшой перепалки, состоявшейся между ним и Корнелией, он все же соглашается принять участие в этой игре. Причем, придя на место сбора богатых и взбалмошных богачей, он выглядит там самым нормальным. Настолько нормальным, что Айрин Буллок, испытывая угрызения совести за свое поведение, предлагает ему работу дворецким в своем доме на 5-ой Авеню. Так «Герцог», или Годфри, как на самом деле зовут незнакомца, попадает в семью Буллок и погружается в мир этих немного безумных, отчасти склочных, где-то добрых и даже наивных, а в чем-то глубоко несчастных людей. В общем, это история о том, что богатые тоже плачут, о том, что зло не остается безнаказанным, а добро торжествует. Хотя, конечно, не все так просто. В фильме есть масса забавных моментов и по-настоящему остроумных диалогов. Уильям Пауэлл в главной роли просто великолепен, и временами напоминал мне Кларка Гейбла в роли Ретта Баттлера, такой же загадочный герой с таинственным прошлым, умеющий одним движением бровей усмирить истеричных дам. Среди героинь трудно выбрать главную, так что до последнего момента нельзя предугадать, выльется ли происходящая на экране комедия в мелодраму и ждет ли нас счастливый конец. Но именно этот и делает этот фильм столь необычным и непохожим на большинство современных историй, когда, зная жанр фильма, уже можешь заранее предсказать концовку.