Том Харди продолжает переворачивать мое сознание. Только я прониклась его мужественностью в фильме "Воин", как он сумел потрясти меня в совершенно иной ипостаси, в роли бродяги и алкоголика Стюарта Шортера. После этого я просто не могла не написать об этом фильме, ведь в прошлый раз подобное потрясение я испытала почти два года назад, после фильма "История странного подростка". И вот снова душераздирающий и переворачивающий сознание фильм. И, конечно, великолепный Том Харди.


«Охотящаяся оса»? Целая книга о такой маленькой фигне!» (Стюарт Шортер)

Англичане умеют снимать фильмы, в которых в ненавязчивой манере заставляют обратить внимание на проблемы людей-неведимок. Они всегда рядом с нами, но нам удается их не замечать, вернее, не задумываться об их существовании, о том, каково им жить в этом мире, где они так и не смогли стать до конца своими. Первым таким фильмом стал для меня «Внутри себя я танцую» с Джеймсом Макэвоем, где он сыграл неизлечимо больного инвалида-колясочника, и вот теперь очередь дошла до «Стюарта. Прошлой жизни».
В этом фильме два главных героя – автор Александр Мастерс, роль которого сыграл Бенедикт Камбербатч, и персонаж его книги – некто Стюарт Шортер, бродяга, алкоголик и наркоман. Жизнь таких людей редко оборачивается чем-то хорошим, вот и здесь с первых кадров фильма, мы узнаем, что Стюарта уже нет в живых, и это добавляет трагизма и остроты всему, что с ними происходит. Ко всему, что случилось в его жизни после встречи с Александром Мастерсом.
Обстоятельства сложились так, что Александр в свободное от писательства время, занимающийся подработкой в приюте для бездомных, обращает внимание на одного из бродяг, выделяющегося своим нестандартным мышлением. Это и был Стюарт, блистательно сыгранный Томом Харди, настоящим мастером перевоплощения. Можно лишь восхищаться тем, насколько непохожих друг на друга персонажей ему удается сыграть, но на сегодняшний день роль Стюарта Шортера кажется мне его величайшим достижением.
Итак, Стюарт и Александр Мастерс знакомятся, и, в собственному удивлению, Александр обнаруживает, что этот полуобразованный, не просыхающий от постоянный пьянок бродяга не только забавен, он обладает таким взглядом на мир, который может научить многому и его, начинающего писателя, а также всех остальных людей. И в этот миг Александр решает сделать Стюарта героем своей книги, чтобы рассказать его историю миру, а заодно и самому понять, каким образом такие люди, как Стюарт Шортер, оказываются выброшенными на улицу.
Однако со зрителями не спешат делиться этой загадкой. По идее самого Стюарта, чтобы внести детективную интригу в историю хорошего и отзывчивого мальчика, превратившегося в дебошира, алкоголика, героинового наркомана и социопата, Александр начинает рассказ с конца, словно в обратной перемотке раскручивается клубок жизни героя, приведшего его на дно. «2 Лоулайн – ниже некуда, да?» - называет он Александру свой адрес. Дно, куда Стюарт загнал себя сознательно в наказание за то, что когда-то, много лет назад впустил в душу дьявола. Однако чем больше мы узнаем героя, тем яснее становится, что если дьявол и живет в мире, то он нашел приют не в душе Стюарта. Иначе бы не произнес он в ответ на вопрос Александра о том, что хотел бы он изменить в своей действительно жуткой жизни – «Я бы хотел изменить день, в который открыл для себя насилие».
Ведь как сказал Чарльз Буковски, «Если у вас ничего не осталось от души и вам об этом известно, значит, душа у вас еще есть». А Стюарту, едва ли знакомому с творчеством великих писателей, об этом было известно не понаслышке. Представляясь, он сразу заявлял, что является алкоголиком, вором и наркоманом. Но Александру, его читателям и нам, зрителям, он запомнится как настоящий друг и просто хороший парень, которому однажды очень сильно не повезло...