Если умру я -
не закрывайте балкона.
Дети едят апельсины.
(Я это вижу с балкона.)
Жницы сжинают пшеницу.
(Я это слышу с балкона.)
Если умру я -
не закрывайте балкона.
Прощание. Ф.Г. Лорка
Сегодня посмотрела уже пару недель как скачанный фильм «Little Ashes», или как его обозвали наши переводчики «Мелкие останки»/ «Отголоски прошлого» об отношениях Гарсиа Лорки и молодого Сальвадора Дали. Признаюсь честно, в первую очередь меня привлекло в нем имя Роберта Паттинсона - очень уж хотелось посмотреть на что он способен в роли, для исполнения которой не надо томно закатывать глаза и очаровывать неопытных девушек – поскольку печальная судьба Лорки известна, а когда заранее знаешь, что все закончится очень плохо, то и воспринимаешь все несколько иначе.
Но фильм произвел не особо тягостное впечатление, вернее даже совсем не тягостное, хотя в конце во время сцены расстрела поэта я все-таки всплакнула. А так потрясающие испанские пейзажи, горы, море, поля и прекрасные мужчины на фоне всего этого. И не менее прекрасные, но совершенно им не нужные женщины. И главное, все преподнесено так гармонично, что появление женщин в их уютном мирке кажется неуместным, и невольно закрадывается мысль, что не будь их, все могло бы сложиться иначе, и Дали выбрал бы несколько другой путь в искусстве, и Лорка остался бы жив. Хотя это вряд ли, его бы фашисты точно в покое не оставили, очень уж он был неравнодушным…
Очень хорошо показана Гала, именно такой она мне всегда и казалась. Подозреваю, что режиссер сделал ее красивее, чем в реальности, чтобы зрителю была понятна одержимость ею Дали. Но от этого фильм только выигрывает.
В общем, фильм действительно хороший, если его не смогла испортить даже известная всем пользователям торрентов парочка дикторов с хохляцким акцентом, которые переводили процентов семьдесят текста, а все, что оставалось для них за гранью понимания просто умалчивали. Одна фразы «Нам очень приятно иметь тебя здесь» чего стоит.
А Паттинсон показал себя достойно, особенно хорошо ему удался демонический взгляд Дали, когда он позировал для фотографии с Лоркой, да и силу переживаний юного Дали, впервые поцеловавшегося с мужчиной он передал великолепно. Хотя по сексуальности вампир Эдвард Кален даст полубезумному художнику десяток баллов вперед, в остальном это гораздо более сильная роль Паттинсона. Хавьер Белтран, сыгравший Гарсиа Лорку, гармоничен на сто процентов, кажется, он полностью сжился со своим персонажем, и если по поводу Дали были какие-то сомнения, то его принимаешь сразу и безоговорочно.
Похоже, после этого фильма я всерьез возьмусь за поэзию Лорки, для меня это еще плохо изученный пласт и теперь очень хотелось бы восполнить этот пробел.