du bist was du isst
«Макбет» из всех трагедий Шекспира является для меня самой мрачной и безысходной. Помня те эмоции, которые у меня вызвало первое знакомство с этим произведением, я не спешила перечитывать его снова, однако посмотрела пару экранизаций, причем одной из них был мультфильм, а второй, если не ошибаюсь, фильм Романа Поланского. И каждый раз повторялось одно и то же – ощущение жуткой безысходности в конце. Вот и в экранизации с Джеймсом Макэвоем, несмотря на перенос действия в наши дни, да еще в сферу ресторанного бизнеса и высокой кулинарии, все повторилось.
Конечно, каждое прочтение привносит что-то новое, вот и здесь кое-какие акценты оказались смещены. Помнится, ранее я ни разу не испытывала симпатии к Макбету: с первых минут проявления его недовольства решением короля/босса в пользу сына, в его характере появлялись те гнусные черты (то есть зависть и неспособность смириться со своей участью и потребность убрать с пути всех, кто стоит на его пути), которые потом полностью разрушали его личность. В данной же экранизации все обстоит по-другому: авторы фильма дают довольно подробное описание событий, толкнувших Макбета на путь убийства - бесконечная череда долгих лет практически круглосуточной работы и незаслуженное присвоение его успехов почивающим на лаврах боссом. И даже совершивший убийство Дункана Джо Макбет остается, в сущности, неплохим парнем, поддавшимся влиянию более сильной характером жены. Он пытается сохранять лицо, но не дающее ему покоя чувство вины медленно сводит его с ума. Именно поэтому для меня был не совсем понятен тот переход, незаметна та черта, которую переступил Макбет, превратившись из убийцы, страдающего от угрызений совести, в хладнокровного мясника, безжалостно расправляющегося с претендентами на его место под солнцем, то есть в данном случае на кухне. Дело здесь ни в коем случае не в игре Макэвоя, он со своей ролью справился великолепно, а в каком-то пробеле в сюжете. Потому что смотрела я внимательно, на так и не смогла понять, почему разговор Банко с мусорщиками так резко толкнул его на новое убийство – ведь до этого не было видно, чтобы Джо был так уж сильно озабочен предсказанием мусорщиков, создавалось впечатление, что кроме страха быть раскрытым и чувства вины, его больше ничего не тревожило.
Был смягчен и образ Эллы Макбет – шекспировская героиня воспринималась гораздо более демонической. Элла же показана решительной и готовой на все ради того, чтобы исправить несправедливость в отношении мужа, но отнюдь не настолько жестокой. Конечно, Джо обвиняет ее в том, что она не способна чувствовать того, что испытывает он. Однако ясно, что дело лишь в том, что эти двое просто перестали понимать и слышать друг друга, из-за чего каждый оказался в своем личном аду. И все равно в последние минуты жизни Элла призывает Джо на помощь, однако он уже ее не слышит.
Во всем остальном эта экранизация полностью подтвердила правильность моего мнения о «Макбете», как о самой мрачной пьесе Шекспира, которую мне едва ли захочется скоро пересмотреть – очень уж тяжелое впечатление она оставляет. Да и какое впечатление может создавать произведение, где мысль о смерти кажется не наказанием, а счастливым избавлением?
p.s. Посмотрев сцену, в которой Макбет разделывает свиную голову, я поняла, почему в недавно просмотренном мной «Суинни Тодде» полиция в первую очередь искала убийцу среди мясников и поваров – очень уж кровожадно выглядит процесс приготовления пищи.


@темы: кино

Комментарии
28.03.2012 в 02:08

Великий конспиратор
Вау, ты его все-таки посмотрела! )))
Фильм тяжелый, да. Но я никогда не задумывалась, самая ли это мрачная трагедия Шекспира... :upset: А что, разве «Гамлет», к примеру, веселее и позитивнее? :D Вообще, я воспринимаю Шекспира как-то иначе; видимо, та самая условность помогает.
Ну а сам фильм-то понравился или нет?

По поводу метаморфозы Макбета — он действительно медленно сходит с ума, теряет все, что было в нем хорошего и привлекательного, сама личность трансформируется. К тому же, есть такое неприятное свойство у власти: человек, дорвавшийся до нее, очень часто меняется не в лучшую сторону. Наблюдала это не раз в реальной жизни. И особенно болезненные формы это явление принимает в тех случаях, когда человек не уверен в своей правоте и в своем праве, когда его гложет чувство вины. Самодурство, жестокость — это как раз попытка заглушить сомнения.

Элла же показана решительной и готовой на все ради того, чтобы исправить несправедливость в отношении мужа, но отнюдь не настолько жестокой.

Ну, там не только попытка восстановить справедливость. Она сама же манипулировала и Дунканом, и Джо... Да, а ты поняла, зачем в действие ввели этого умершего младенца?

p.s. Посмотрев сцену, в которой Макбет разделывает свиную голову, я поняла, почему в недавно просмотренном мной «Суинни Тодде» полиция в первую очередь искала убийцу среди мясников и поваров – очень уж кровожадно выглядит процесс приготовления пищи.

Ага, я тоже подумала об этом. И еще вспомнила другое кино с Деппом — "Из ада". :gigi:
Кстати, как тебе руки Макбета? ;)
29.03.2012 в 22:45

du bist was du isst
Конечно, я же итак долго собиралась))
Да, фильм понравился, но насчет того, что "Макбет" для меня самый мрачный, это наверное, личное восприятие. Понимаю, что, если вдуматься, и "Гамлет" недалеко ушел, но вот именно те эмоции, что остаются у меня после "Гамлета", намного светлее. В то время как после "Макбета" я пребываю в таком состоянии, словно меня долго били чем-то тяжелым по голове. Произведение, в котором радуешься смерти главного героя как избавлению от чего-то еще более страшного, меня совсем не вдохновляет. Пусть фильм будет 20 раз хороший, но у меня точно не возникает желания его пересматривать.

Насчет власти полностью с тобой согласна, но все-таки здесь мне показалось, что чувство вины очень долго перевешивало удовольствие от обретения власти, потому и удивил этот резкий переход. Самодурство - это одно, а вот убивать людей, делая груз вины еще более неподъемным - это уже что-то другое. И ладно бы он сгоряча кого-нибудь прибил, а то ведь хладнокровно и расчетливо, уже зная, что не сможет спать спокойно после этих убийств.

А младенца, наверное, для большей трагичности ввели, и как раз, чтобы вызвать сочувствие Элле. Типа жизнь ее тоже не пожалела, потому она такая расчетливая и пытается заполучить хотя бы что-то, раз судьба лишила ее ребенка. Не знаю, это мои измышления. Но меня не покидает ощущение, что авторы постарались максимально сгладить негативные черты в героях, чтобы заставить нас им сочувствовать.
Вот тебе, например, было хоть немного жаль шекспировкого Макбета? Я его терпеть не могу! А Джеймса в этой роли жалела. Чем-то мне это прочтение напомнила недавно описанного "Оливера Твиста".

Кстати, как тебе руки Макбета?
Ничего так, руки)) Иногда отвлекалась на них во время просмотра, потом пересматривала моменты:-D
05.04.2012 в 19:17

Великий конспиратор
Конечно, я же итак долго собиралась))

Разве ж это долго? Вот я обычно собираюсь... :-D

эмоции, что остаются у меня после "Гамлета", намного светлее

Я думаю, это кажущееся. В детстве переживала «Гамлета» очень остро, поскольку это был самый важный спектакль моего любимого актера. Нет, я его не видела, конечно. Не застала по возрасту. Но сам факт, плюс многочисленные рассказы, фото, отрывки настроили таким образом, что восприняла все очень близко к сердцу. Поверь — светлого там очень мало. :gigi:

Произведение, в котором радуешься смерти главного героя как избавлению от чего-то еще более страшного, меня совсем не вдохновляет.

А я, в принципе, ничего не имею против такой идеи. Я не воспринимаю смерть как абсолютное зло. :nope:
Нет, я поняла, что фильм тяжелый и пересматривать его ты не будешь. Ну а все-таки, он тебе понравился или нет? Я просто нигде не увидела ответа на этот вопрос (или просто не заметила?) :upset:

мне показалось, что чувство вины очень долго перевешивало удовольствие от обретения власти, потому и удивил этот резкий переход.

Это не удовольствие от обретения власти — удовольствие он уже вряд ли способен испытывать — а страх потерять то, что досталось такой дорогой ценой.

Вот тебе, например, было хоть немного жаль шекспировкого Макбета?

Пожалуй, да. Ну, не то чтобы там была выраженная жалость, но у меня нет таких уж отрицательных эмоций по поводу него. Был хороший человек, герой, отважный воин, его все любили... Одна ошибка — и все пошло наперекосяк, как и здесь.

А Джеймса в этой роли жалела.

А я вот на удивление не очень-то его жалела. Не потому, что он не заслуживает жалости — конечно, заслуживает. Просто герой вызывал у меня по большей части какие-то другие чувства. Пожалуй, выраженную жалость я засекла только однажды — кажется, я об этом писала, — когда он жарит на сковороде кусочки курицы, и сковорода вдруг начинает наполняться кровью. Какой у него там взгляд, как он почти жалобно говорит: "Нет", — и тяжело вздыхает. Вот в этом месте — да, хочется плакать или завернуть его в теплое одеяло, прижать к груди и унести далеко-далеко :D

Ничего так, руки)) Иногда отвлекалась на них во время просмотра, потом пересматривала моменты:-D

Ага, значит, обратила внимание :-D
Я всегда любила его руки, но после «Макбета»... :buh:
Чувствую, это превратится в кинк. Смотрела тут «Искупление» и периодически зависала на этих руках. :facepalm:
05.04.2012 в 21:35

du bist was du isst
Поверь — светлого там очень мало.
Нет, я не говорю, что "Гамлет" весь такой светлый и позитивный. После него тоже не особо весело, но вот вся атмосфера "Макбета" почему-то угнетает меня гораздо сильнее. И вот такие же чувства у меня вызвала "Леди Макбет Мценского уезда" Леского, он отлично передал это ощущение безысходности в финале. А вообще точнее всего мое восприятие отражается как раз не в фильмах, а в этом английском мультфильме


Ну а все-таки, он тебе понравился или нет? Я просто нигде не увидела ответа на этот вопрос (или просто не заметила?)
Да, понравился. Но не могу сказать, что я прямо в восторге от него или от Макэвоя там, в некоторых других фильмах он мне больше понравился. Но фильм хороший, может, однажды я его все-таки пересмотрю. Он не то что убивает наповал или выносит мозг, я его восприняла достаточно спокойно, но он мне понравился.

Смотрела тут «Искупление» и периодически зависала на этих руках.
Он мне вообще безумно в "Искуплении" нравился. Очень его там люблю. На руки тогда внимание не обращала, но сам Джеймс хорош)))
05.04.2012 в 21:35

du bist was du isst
Поверь — светлого там очень мало.
Нет, я не говорю, что "Гамлет" весь такой светлый и позитивный. После него тоже не особо весело, но вот вся атмосфера "Макбета" почему-то угнетает меня гораздо сильнее. И вот такие же чувства у меня вызвала "Леди Макбет Мценского уезда" Леского, он отлично передал это ощущение безысходности в финале. А вообще точнее всего мое восприятие отражается как раз не в фильмах, а в этом английском мультфильме


Ну а все-таки, он тебе понравился или нет? Я просто нигде не увидела ответа на этот вопрос (или просто не заметила?)
Да, понравился. Но не могу сказать, что я прямо в восторге от него или от Макэвоя там, в некоторых других фильмах он мне больше понравился. Но фильм хороший, может, однажды я его все-таки пересмотрю. Он не то что убивает наповал или выносит мозг, я его восприняла достаточно спокойно, но он мне понравился.

Смотрела тут «Искупление» и периодически зависала на этих руках.
Он мне вообще безумно в "Искуплении" нравился. Очень его там люблю. На руки тогда внимание не обращала, но сам Джеймс хорош)))
05.04.2012 в 21:44

Великий конспиратор
Макбет в виде мультика? Хм. :hmm:
«Искупление» вообще обалденный фильм. Вот его я точно буду пересматривать, потому что настолько в него погрузилась, что даже не рассмотрела толком Джеймса. А он там такой красивый. )) Написала рецензию, в кои-то веки, и уже не следующий день. :alles:
05.04.2012 в 21:53

du bist was du isst
Макбет в виде мультика? Хм.
Необычно, точно)) Но мне очень понравилось) Причем в подростковом возрасте он меня просто поверг в депрессию, а недавно пересмотрела с удовольствием)

Написала рецензию, в кои-то веки, и уже не следующий день.
О, надо будет почитать. Я подробности помню смутно, но фильм очень понравился в свое время.